Пункт 2.3.1 ПДД РФ

Неисправности ТС при которых запрещена эксплуатация

2.3.1. Перед выездом проверить и в пути обеспечить исправное техническое состояние транспортного средства в соответствии с Основными положениями по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностями должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения (в дальнейшем — Основные положения).

Запрещается движение при неисправности рабочей тормозной системы, рулевого управления, сцепного устройства (в составе автопоезда), негорящих (отсутствующих) фарах и задних габаритных огнях в темное время суток или в условиях недостаточной видимости, недействующем со стороны водителя стеклоочистителе во время дождя или снегопада.

При возникновении в пути прочих неисправностей, с которыми приложением к Основным положениям запрещена эксплуатация транспортных средств, водитель должен устранить их, а если это невозможно, то он может следовать к месту стоянки или ремонта с соблюдением необходимых мер предосторожности.

Комментарии

Перечислим виды неисправностей, запрещающих дальнейшую эксплуатацию ТС. При них необходимо отбуксировать неисправный транспорт (см. раздел 20 ПДД РФ) до стоянки или авторемонтной базы. К таким неисправностям относятся:

  • неисправность рабочей тормозной системы. Она является риском для всех участников движения. Буксировка при данной неисправности производится только частичной погрузкой или на жёсткой сцепке (п. 20.4 ПДД РФ). За езду с такой поломкой, согласно ст. 12.5 ч. 2 КоАП РФ, производится задержание ТС и ответственному лицу назначается штраф в размере 500 рублей (неисправность стояночного тормоза не предусмотрена этой статьей).
  • неисправности рулевого управления. В таком случае также производится буксировка. Здесь она разрешена только методом частичной погрузки (п. 20.4 ПДД РФ). За эксплуатацию неисправного ТС предусмотрен штраф – 500 рублей и арест транспортного средства (ст. 12.5 ч. 2 КоАП РФ).
  • неисправности сцепного механизма (в составе автопоезда). В случае невозможности исправить поломку, от буксировки неисправного ТС необходимо отказаться. Отсоединение прицепа может стать причиной серьезного ДТП. Статьей 12.5 ч. 2 КоАП РФ за такое нарушение предусмотрены санкции: 500 рублей штрафа и арест автотранспорта.
  • не включенные или отсутствующие световые приборы в темное время суток или при недостаточной видимости. Согласно пунктам 19.1, 19.3, 19.5 ПДД РФ автотранспорт обязан двигаться с включенными фарами ближнего света, в темное время суток можно использовать и дальний свет, а днем – дневные ходовые огни. Но ночью или в плохую погоду (вне зависимости от освещённости проезжей части) в дополнение к ближнему или дальнему свету должны работать габаритные огни.Использование фар и огней необходимо, так как, во-первых, водителю самому нужно видеть и оценивать дорожную ситуацию. Во-вторых, его транспорт должен быть заметным для остальных участников движения.Заметим, что ехать с неисправными световыми приборами ночью (а также, в сильный дождь, снег, туман и т.п.) запрещает пункт Правил 2.3.1. Движение днем с неисправными фарами ближнего света или дневными ходовыми огнями запрещает пункт 19.5 тех же Правил. А вместе с тем, пункт 3.3 «Перечня неисправностей и условий, при которых запрещается эксплуатация ТС» не разрешает движение вообще, если световые приборы не работают или загрязнены.Таким образом, решить, как поступить в каждом конкретном случае поломки световых приборов, следует самостоятельно.Но за передвижение с данным видом неисправностей световых приборов по ст. 12.5 ч. 1 КоАП РФ предусмотрено предупреждение или штраф в 500 рублей.
  • не работающие стеклоочистительные приборы со стороны водителя во время осадков. Если починить «дворники» не удается, движение можно продолжать только, когда дождь или снегопад закончатся. После прекращения осадков следует двигаться осторожно, придерживаться невысокой скорости. Санкции за несоблюдение данного положения: штраф 500 рублей или предупреждение (ст. 12.5 ч. 2 КоАП РФ).

Ответственность за эксплуатацию неисправного транспортного средства несет водитель. Если автотранспорт выпущен на маршрут должностными лицами, то ответственность за допуск неисправного ТС возлагается на них (согласно Приказу Минтранс России от 15.01.2014 №7).