Пункт 20.4 ПДД РФ

Случаи, когда буксировка запрещена

20.4. Буксировка запрещается:

  • транспортных средств, у которых не действует рулевое управление (недействующими считаются системы, которые не позволяют водителю остановить транспортное средство или осуществить маневр при движении даже с минимальной скоростью) (допускается буксировка методом частичной погрузки);
  • двух и более транспортных средств;
  • транспортных средств с недействующей тормозной системой (недействующими считаются системы, которые не позволяют водителю остановить транспортное средство или осуществить маневр при движении даже с минимальной скоростью), если их фактическая масса более половины фактической массы буксирующего транспортного средства. При меньшей фактической массе буксировка таких транспортных средств допускается только на жесткой сцепке или методом частичной погрузки;
  • двухколесными мотоциклами без бокового прицепа, а также таких мотоциклов;
  • в гололедицу на гибкой сцепке.

Комментарии

Рассмотрим, с чем связаны данные запреты.

1. Очевидно, что неисправное рулевое управление — очень опасная поломка. Такие ТС позволяется буксировать только методом частичной погрузки.

Этим методом пользуются при буксировке с помощью грузовых автомобилей. В этом случае нужен кран, который частично поместит буксируемый транспорт на кузов грузовика. Или при помощи специального эвакуатора, когда на кузове установлен специальный кран или лебедка, но буксируемое ТС полностью не погружено на эвакуатор — задняя пара колес соприкасается с проезжей частью.

Добавим, что если одно транспортное средство полностью погружено на кузов другого, то это не является буксировкой. Это уже перевозка грузов (п. 23 ПДД).

2. В этом случае возможная потеря управления опасна как для водителей автомобилей, участвующих в буксировке, так и для других участников дорожного движения.

3. Если масса ТС, которое буксируется, больше массы буксирующего, то водителю тягача будет тяжело остановить такой прицеп. Ведь из-за увеличенной массы, увеличится и сила инерции, препятствующая торможению. Но этого не произойдет, если буксируемое ТС будет легче буксира.

Таким образом, для ТС с неработающей тормозной системой следует внимательно выбирать подходящий буксир.

4. Двухколесные мотоциклы без бокового прицепа неустойчивы. Именно поэтому запрещена их буксировка. Также им запрещено буксировать другие транспортные средства.

5. Во время гололеда буксировка на гибкой сцепке запрещена. Это связано с тем, что длины гибкой сцепки (4-6 метров) может не хватить для безопасного торможения и остановки автомобиля. Кроме этого, у различных транспортных средств длина пути торможения отличается, т.е. может случиться так, что одно транспортное средство остановилось, а второе еще нет. Поэтому в гололедицу вероятность столкновения буксира с буксируемым ТС повышается.

Ответственность

Нарушение правил буксировки (раздел 20 ПДД РФ) наказывается административным предупреждением или штрафом в 500 рублей – ст. 12.21 ч. 1 КоАП РФ.