Часть 1. Проверка кузова

Сопоставление данных вин-кода

Обратите внимание на наличие vin-кода на кузове и деталях б/у авто. Он должен совпадать с ПТС.

Данные набивают под капотом (на стойке), под лобовым стеклом (не всегда) и, как правило, на пороге со стороны передней пассажирской двери. Если на vin-коде имеется коррозия, другие дефекты покрытия или следы вторичного нанесения, то от покупки такого авто следует отказаться. В лучшем случае, у вас могут возникнуть сложности с регистрацией и постановкой данного авто на учет.

perebityj-vin-kod
VIN-код со следами вторичного нанесения. Фотографии сделаны до и после проведения криминалистической экспертизы.

Совет специалиста: Даже если вы проверили автомобиль на участие в авариях при помощи vin-кода, все равно необходимо тщательно осмотреть его на месте, т. к.:

  1. сведения об аварии отсутствуют в базе (ГИБДД ведет учет с 2015 года);
  2. об аварии могли не заявлять в ГИБДД (договориться на месте);
  3. авария могла произойти без участия второго авто (наезд на препятствие) – тогда владельцу могло быть бессмысленно заявлять о ней, и он устранил последствия без участия ГИБДД и страховой.

Проверка заводских наклеек

Если машина не бита и не производилась замена деталей, то на элементах кузова должны присутствовать заводские наклейки:

  • на лючке бензобака (внутри, но не всегда);
  • на арке водительской двери;
  • под капотом на передней балке (2 или 3 таблички);
  • на фарах (не всегда);
  • на кондиционере (наклейка с информацией о том, каким видом газа (хладагента) заправлять);
  • в багажнике (наклейка с vin-кодом).

gde-v-avtomobile-raspolozhen-posmotret-vin-kod

Если какой-либо из перечисленных наклеек нет, то деталь, на которой она должна быть наклеена, была перекрашена или заменена. О том, какие именно должны быть заводские наклейки и где они должны располагаться у того или иного авто, можно узнать через интернет, сделав соответствующий запрос.

Проверка заводской геометрии

Зазоры между деталями должны быть симметричными, ровными. Обратите внимание на цвет деталей. Если немного отличается тон (оттенок), то деталь крашена. В таком случае важно определить, сколько деталей было перекрашено и насколько серьезной была причина покраски.

zazory-mezhdu-detaljami-poderzhannogo-avto

zazory-mezhdu-detaljami-poderzhannogo-avto

Обязательно проверьте лонжероны. Они должны быть целыми, без каких-либо дефектов (следов сварки, вмятин). Если имеются вмятины, то авто побывало в серьезной аварии, и пострадал силовой каркас.

Состояние лако-красочного покрытия

Оцените блеск деталей кузова. Машину перед продажей могли отполировать для придания ей более презентабельного вида. Если какие-то детали блестят слишком сильно, то их, скорее всего, полировали дополнительно для устранения дефектов. Машина с небольшим пробегом вряд ли вообще нуждается в полировке перед продажей (тем более, что это достаточно дорогая услуга) . Если эта процедура была проведена, появляется лишний повод задуматься.

Обратите внимание на структуру шагрени Б/У автомобиля. Она должны быть равномерной по всей поверхности кузова. Однако при несоблюдении технологии покраски (при плохом качестве материалов, неопытности мастера) или влиянии внешних факторов (температуры и влажности воздуха, насыщенности его парами растворителя во время высыхания краски) образовываются небольшие дефекты. Они легко заметны невооруженным глазом на хорошо вымытом авто, главное, выбрать правильный угол обзора.

Шагрень

Болты и гайки, которые крепят детали к кузову, изначально с завода залиты краской и заводским лаком. Если на болтах отсутствует краска или же она поцарапана, эту деталь снимали. Возникает вопрос: «Зачем?».

Проверка болтов под капотом БУ авто

Обратите внимание, что краска должна лежать ровно, без зазоров, царапин, комков – и должна соответствовать заводской окраске авто.

Заводской герметик на двери по кромке (по периметру) должен быть без следов вмешательства. Если он поврежден, то с уверенностью можно утверждать, что дверь ремонтировали.

Проверка подвижных деталей кузова

Если кузов автомобиля после аварий был качественно восстановлен и после полученных повреждений, на первый взгляд, сохранил заводскую геометрию, то следует проверить, как будут вести себя движимые элементы кузова (багажник, капот, двери). Их нужно пооткрывать-позакрывать, попробовать захлопнуть – все действия должны выполняться с одинаковым усилием, без посторонних шумов.

Проверка проводки

Под капотом следует обратить внимание на проводку. Она, как правило, скрыта, т.е. нельзя увидеть отдельные провода. Вся проводная сеть должна быть спрятана в специальные кожухи (гофру). Все соединительные детали должны быть заводские, как и крепления кожухов. Если на элементах проводки имеется изолента, было вмешательство. В таком авто и впоследствии будут проблемы с электрикой.

provodka-pod-kapotom-poderzhannogo-avto-peremotana-izolentoj
Проводка под капотом Б/У авто перемотана изолентой.

Проверка кузова толщиномером

Толщиномер – это прибор, который позволяет с высокой точностью определить толщину материала или слоя покрытия на металле (краска, лак, шпаклевка, грунтовка, ржавчина). Современные толщиномеры позволяют производить измерения без нарушения целостности поверхности материала, т. к. показывают расстояние от поверхности кузова до металла.

proverka-pokazhet-byl-li-avtomobil-bu-v-avarii-i-stoit-li-ego-pokupat
Проверка кузова авто толщиномером.

Обратите внимание, что для разных автомобилей характерна различная толщина заводского покрытия – существуют определенные допуски на каждую модель.

Проверку авто толщиномером следует начинать со стоек и крыши (если они не в порядке, то осмотр даже не стоит продолжать). Затем исследовать наиболее характерные для аварий места: капот, багажник, крылья, двери, пороги. Если толщина краски меньше, чем заявлено производителем, то деталь была заменена и на нее нанесли краску. Если толщина покрытия больше, чем заявлено производителем (например, 200 микрон), то деталь выпрямляли при помощи шпаклевки.

Осмотр колес

Следует обратить внимание на колеса авто (имеется в виду осмотр всех колес, задних и передних), а именно на протектор резины и на то, насколько он стерт. Если покрышки на каких-то колесах повреждены больше других или же стерты бортики по краям резины (авто «жует» шины), то это может свидетельствовать о наличии дефектов в геометрии кузова или имеются проблемы с ходовой частью авто (проблемы с подвеской или не отрегулирован сход-развал). Если шины новые (не заводские), то нужно посмотреть на пробег авто. Если он небольшой, а шины заменены – причина может быть в том, что авто «жует» шины или пробег скручен. В среднем шины «проходят» около 60 тыс. км.

Вывод. Если корпус авто в порядке: правильная геометрия кузова, везде есть заводской герметик и наклейки, толщина покрытия соответствует стандарту, везде ровные одинаковые зазоры между деталями, двери/багажник/капот открываются/закрываются без дополнительных усилий, хлопают одинаково, лонжероны не помяты, проводка в заводских кожухах, vin-код на всех элементах соответствует ПТС и не имеет повреждений, то можно рекомендовать, продолжить дальнейший осмотр.

Часть 2. Методы определения пробега авто

Проверка пробега системой OBD 2

Если в авто есть бортовой компьютер, то к нему можно подключить ПК через специальный разъем с установленной системой OBD 2 (это стандарт бортовой диагностики, который позволяет проводить мониторинг частей кузова и дополнительных устройств, а также диагностирует сеть управления авто. С его помощью можно получить доступ к информации о состоянии различных систем автомобиля).

Итак, путем подключения компьютера к блоку управления двигателем можно определить количество моточасов и среднюю скорость эксплуатации авто. При помощи этих показателей можно самостоятельно вычислить пробег авто, даже если он был скручен (умножить среднюю скорость движения на количество часов). Однако зачастую обнуляют и среднюю скорость, и моточасы.

diagnostika-bu-avto-s-pomoshhju-obd-2-obd-2diagnostika-bu-avto-s-pomoshhju-obd-2-obd-2-2

В блоке управления записывается информация о срабатывании подушки безопасности. Ее стереть оттуда нельзя. Например, сохраняется запись о том, что подушка открывалась при пробеге авто в 80 тыс. км, но на одометре показано всего 50 тыс. км., соответственно, пробег точно скрутили.

Таким образом, пробег можно узнать, просканировав все блоки автомобиля и сопоставив полученную информацию. Так проще выявить несоответствия. Если данные не совпадают, значит пробег изначально был больше, а продавец пытается обмануть.

Важно: в продаже имеются различные сканеры и устройства, позволяющие считывать информацию с бортового компьютера автомобиля. При помощи большинства таких приборов можно проверить только текущие показатели в авто. Определить, было ли вмешательство в различные блоки авто, можно лишь при помощи дорогостоящего профессионального оборудования или ПК со специальным программным обеспечением. Для этого также необходимо обладать специальными навыками. Поэтому для полной компьютерной диагностики авто лучше обратиться либо к официальному дилеру, либо в специализированный диагностический центр.

Внимание: В простых, с точки зрения электроники, автомобилях (например, «Лада») нет блоков, в которых записываются моточасы и средняя скорость. Их наличие и количество зависят от модели машины.

Определение большого пробега по внешним признакам

Если провести полную компьютерную диагностику автомобиля невозможно по какой-то причине, постарайтесь определить большой пробег и длительную эксплуатацию машины по ряду косвенных признаков:

  • Фары – приблизительно на пробеге в 100 тыс. км. они мутнеют. Если одна фара отличается от другой, то, скорее всего, одну из них заменили на новую;
  • Водительское сидение – если продавленное, то автомобиль часто и длительно эксплуатировался. Если промяты и задние сидения, авто, скорее всего, эксплуатировалось в такси;
  • Состояние обивки дверей и потолка, наличие пятен, следов, прожженных сигаретами и потертостей в салоне — все это свидетельствует о неопрятной эксплуатации авто и возможном его использовании в такси;
  • Лобовое стекло – при большом пробеге могут быть сколы, царапины, трещины. Однако, это недостаточно достоверный показатель, т. к. у разных производителей прочность стекол разная. Здесь стоит посмотреть на год выпуска стекла, он должен совпадать с годом выпуска авто. Маркировка на стекле должна быть с логотипом проверяемого авто (например, AUDI, BMW и т.д.), это значит, что деталь оригинальная и если дата в маркировке совпадает с датой на других окнах то, скорее всего, стекло не меняли.
  • Руль – кожа протирается, а пластик полируется и становится гладким в том месте, где чаще всего касаются руками;
  • Тормозные колодки и диски – при большом пробеге они сильно стираются. Необходимо осмотреть выработку диска. В том месте, где тормозная колодка трется о диск, образуется бортик – разница между стертой и нестертой частями. Но также, выработка тормозных дисков зависит и от стиля вождения владельца авто. Если это динамичная езда с резкими торможениями, то диск стирается быстрее;
  • Педали – если рисунок на резиновых накладках педалей стертый, то пробег у авто должен быть большим (не менее 130 тыс. км.). Если накладки на педалях новые, а автомобилю уже несколько лет, то следует поинтересоваться у продавца, почему. Возможно, накладки заменили, а пробег был скручен;
  • Коврик на водительском месте – если он истерт, у авто однозначно большой пробег;
  • Маркировка на стеклах пассажирских дверей и заднего стекла – если год выпуска всех стекол совпадает, это хороший признак. Если нет, то стекло меняли – в случае аварии, попытки угона или кражи из авто. Нужно тщательнее изучить кузов с той стороны, где стекло «не родное». Даже если все маркировки на авто идентичные, попробуйте приоткрыть поочередно все окна и подергать рукой стекла;
  • Откройте/закройте окна и послушайте. Если есть нехарактерные звуки (скрипы, щелчки, шуршания), машина была ударена;
  • Ремни безопасности – год, указанный на бирке ремня, должен был одинаковым с годом выпуска авто (иногда возможна разница в год). Однако информация на всех ремнях безопасности должна быть одинаковой. Если год выпуска машины и год на ремнях не совпадает, то это авто с перебитым vin-кодом.

Часть 3. Двигатель

Проверьте двигатель: заведите авто «на холодную» и посмотрите на выхлопные газы. Если дым сизого (голубоватого) цвета, то у авто имеются проблемы. Если дыма нет, то необходимо попробовать авто на разных оборотах двигателя, резко добавляя газа. При этом нужно следить за цветом выхлопных газов.

Цвет выхлопных газов

Если цвет дыма сизый или черный – это говорит о перегорании моторного масла. Если цвет дыма не насыщенно белый, это пар – ничего страшного. Если дым насыщенный, плотный, белый – значит в двигатель попадали посторонние примеси и вещества (например, антифриз). Возможно потребуется дорогостоящий ремонт. Не рекомендуем покупать. Обязательно нужно проехаться на покупаемом авто, причем чтобы кто-то ехал сзади и наблюдал за выхлопными газами. В то же время водитель должен погазовать и «поиграть» оборотами двигателя, резко повышая их.

sizyj-cvet-vyhlopnyh-gazov-v-poderzhannom-avto

Оцените компрессии поршневых колец. Если выхлопные газы насыщенного сизого цвета – компрессия ниже нормы и поршневые кольца изношены. Полная проверка компрессии проводится только компрессометром, прибором для измерений давления рабочей смеси в конце такта сжатия в цилиндре поршневого двигателя внутреннего сгорания.

Посторонние шумы

Также помните: при работе двигателя не должно быть никаких посторонних шумов, скрипов, скрежета, тарахтения. Машина должна ехать без сбоев. Работа двигателя должна быть ровной, устойчивой. Разгон авто должен быть постепенным, при переключении скоростей не должно быть рывков (на АКПП).

Подтеки масла и других жидкостей под капотом

До начала движения нужно обратить внимание на подтеки масла и пятна от других жидкостей под капотом. Капли масла есть практически на всех авто, однако если подтеки свежие и видно, что была сильная струйка – имеется какая-то неисправность и потребуется замена прокладок/деталей. Это может стоить достаточно дорого – лишний повод задуматься.

Проверка масла

Нужно открыть крышку для залива масла и заглянуть в двигатель. Он должен быть чистым – не должно быть никаких отложений (накипь, нагар) и грязи на его внутренних деталях. На некоторых моделях может быть не видно. Вытащите щуп для проверки уровня масла и его цвета. Если оно темное – необходима замена. Можно уточнить, когда она производилась в прошлый раз.

proverka masla

Если уровень масла недостаточный, нужно долить. Если масло очень грязное и густое, признак того, что его вовремя не поменяли. В случае, когда моторное масло по консистенции и цвету уже напоминает смолу, скорее всего, испорчен мотор, и потребуется дорогостоящая промывка или ремонт.

Часть 4. Проверка тормозной системы

На ровной дороге нужно разогнаться до 60-80 км/ч, отпустить руль и нажать на тормоза. Если авто будет сносить в какую-либо сторону, то имеются проблемы с тормозной системой и ее нужно дорабатывать или чинить – или есть проблемы с геометрией кузова, рулевым управлением, подвеской и т.д. Следите за тем, чтобы все трубки тормозной системы были без подтеков и трещин (это очень важно при покупке подержанного авто!).

Проверьте стояночный тормоз

Нужно подъехать на место с уклоном и поставить авто на ручник. Если машина покатится, тормоз не работает или имеются проблемы.

Часть 5. Проверка трансмиссии

  • На МКПП – включите заднюю передачу, немного отъехав назад, включите первую передачу. Если в это время слышен щелчок, скрежет в коробке передач или ближе к ведущем мосту, то это явный признак изношенности МКПП;
  • На АКПП – проверьте, переключаются ли режимы легко, без толчков и рывков при разгоне – должно быть плавное ускорение.

Проверка работы сцепления

На БУ авто с МКПП:

  1. заведите двигатель, выжмите педаль сцепления и включите первую передачу. В момент, когда автомобиль начал движение, обратите внимание, в каком положении находилась педаль сцепления. Если она была практически отпущена, то в скором времени его нужно будет ремонтировать или менять. Если движение началось почти сразу, то сцепление работает нормально;
  2. при работающем двигателе попробуйте переключать передачи. Если переключение происходит с трудом или слышен скрежет, то сцепление работает неправильно, и нужен будет ремонт или замена.

Часть 6. Состояния ходовой

Проверка стоек и амортизаторов

Осмотрите стойки и амортизаторы на наличие подтеков масла. Если подтеков нет – хороший признак. При помощи надавливания на крылья авто достоверно проверить состояние амортизаторов не получится, однако, если машина несколько раз качнулась, то амортизаторы, скорее всего, пришли в негодность и их нужно будет менять.

Проверка подвески

Нужно проехаться по ровной хорошей дороге и «по кочкам» (лежачим полицейским). Если в это время слышен стук, скрип или другие нехарактерные звуки, то стоит заехать на СТО (станции тех. обслуживания).

Важно: досконально проверить амортизаторы и подвеску самостоятельно без специального оборудования практически невозможно. Это нужно делать на специальном стенде на СТО.

Часть 7. Проверка кондиционера

Если кондиционер не работает — это повод задуматься об отказе от покупки. Его ремонт может быть дорогим, а может вообще потребоваться замена всей системы кондиционирования. Даже если продавец будет убеждать, что необходимо просто заправить кондиционер фреоном. В заполненном рабочем кондиционере трубки, подходящие к радиатору, должны быть холодными. Это можно проверить, пощупав их под капотом.

Часть 8. Проверка электрики

Необходимо посмотреть, как светится приборная панель: все ли индикаторы горят, попробовать отрегулировать яркость. Обязательно нужно поочередно включить/выключить все возможные опции: стеклоочистители, стеклоомыватели, подогрев сидений, ближний и дальний свет, противотуманные фары, обогрев сидений и руля, обогрев стекол, зеркал (если есть), «печку», кондиционер и т.д. Все должно работать без сбоев.

Если вам удалось выявить большое количество неработающих электроагрегатов, то, вероятнее всего, электрика авто была залита в результате какого-либо стихийного бедствия (авто-утопленник). Как правило, такие авто привозят в СНГ из Японии и США.


 

Итак, если в процессе поэтапной проверки не были выявлены повреждения каких-либо элементов автомобиля и не были обнаружены расхождения с имеющимися сведениями по пробегу и техническим характеристикам, можно переходить к оформлению договора купли-продажи.

1 КОММЕНТ.

  1. то есть шагрень может быть заводской???? я думал, что только мастера-руки-из-жопы с шагренью красят

ОСТАВЬТЕ КОММЕНТАРИЙ